Каменск-Уральский интернет портал
ВТОРНИК 16 апреля 2024 г.

Памятник паровозу Л-4305
Путеводитель по Каменску-Уральскому - Памятники
Автор: lince   
05 Июня 2013 15582
26
3

01parovozВокзал Каменска-Уральского – это лицо города. Знакомство с жителями и традициями этих мест, как правило, начинается с перрона. И одной из первых деталей, что видят новоприбывшие, является старый паровоз, застывший на вечной стоянке.

Лучший паровоз своего времени

Каменский Паровоз – это памятник всем, кто работал и работает на железной дороге, занимается ее обслуживанием. Кроме того, есть и историческая подоплека. Эпоха Сталинского паровозостроения совпала с годами возведения крупного городского предприятия – Синарского Трубного завода. Железная дорога в то время превратилась в основную путевую артерию.

Справедливости ради надо отметить, что каменский Л-4305 не является погодкой Индустриализации или ветераном Второй Мировой войны.

Паровозы серии «Л» (или в простонародье «Лебеди») — это известные магистральные грузовые локомотивы, созданные академиком С. П. Сыромятниковым и конструктором Л. С. Лебедянским (от его фамилии и пошел индекс «Л»). Их производили с 1945 по 1956 гг. Данные машины стали лучшими среди паровозов своего времени, и из-за улучшенных технических характеристик могли эксплуатироваться на всей железнодорожной сети СССР. За это авторы проекта были награждены почетной Сталинской премией. Памятник, установленный возле здания каменского Ж/д-вокзала — один из наглядный примеров работы Лебедянского.

Не смотря на то, что сегодня на борту локомотива красуется маркировка Л-4305, настоящий его номер Л-4571. Этот паровоз был выпущен в 1952 г. на Паровозостроительном заводе г. Ворошиловград (ныне г. Луганск, Украина). Десятилетиями он исполнял свой трудовой долг, перевозя грузы со всех концов страны. Примечательно, что при выпуске на красной звезде фронтона размещался барельеф Ленина и Сталина. После разоблачения культа личности портретное изображение были вынуждены демонтировать. Когда электропоезда окончательно вытеснили машины с паровыми двигателями, Л-4571 встал на базе запаса ст. «Егоршино». До кон. 2000-х он находился там.

Памятник «Победы»

В апреле 2009 г., в честь 64-летия окончания войны с нацистской Германией, было решено установить рядом со зданием каменского вокзала памятник «Победе» (так официально именовались паровозы Лебедянского). На ст. «Егоршино» была подобранна соответствующая машина и доставлена в вагонное депо г. Каменска-Уральского. В ее стенах в течение месяца производилась реставрация локомотива. При ремонте внешней обшивки с бортов кабины машиниста и вагона-тендера исчезли оригинальные заводские номера. Их поменяли на известные ныне Л-4305. Сделано это было потому, что раньше на ст. «Синарская» и «Каменск-Уральский» работал паровоз с данным регистрационным знаком.

На борту тендера (спецвагона для угля и воды) ремонтники вывели надпись: «Труд паровоза велик, путь паровоза славен». Эти слова являются завершающей строкой эпохи паровозостроения. Благодаря именно советским разработками железнодорожная техника обрела небывалую доселе мощь, помогала жителям страны как в мирное, так и в военное время.

Для установки памятника рядом с первой платформой вокзала была сооружена небольшая насыпь и уложены рельсы.

Торжественное открытие монумента состоялось 9 мая 2009 г. С тех пор легендарный «Л» стоит рядом с железнодорожным полотном, встречая и провожая жителей и гостей города. Кроме того, возле локомотива очень любят фотографироваться взрослые и дети.

Сегодня рядом с паровозом установлен старый семафор. С его появлением единичный монумент преобразился в памятный комплекс железнодорожным рабочим. Рядом установлены скамейки и урны. По возможности, тут можно немного отдохнуть, углубившись в романтику железных дорог.

Адрес: 1-я платформа Железнодорожного вокзала г. Каменска-Уральского, ул. Привокзальная, 13

Как добраться:

Добраться памятника паровозу Л-4305можно на автобусах 8, 9, 16 и 201 маршрутов (остановка «Вокзал»).

 
наверх