Каменск-Уральский интернет портал
ПЯТНИЦА 19 апреля 2024 г.

Ученые обнаружили антарктического ящера
Новости в России и мире - Наука и технологии
Автор: kp.ru
31 Января 2012 2596
0

dinosНа ледяном континенте когда-то жили титанозавры — ящеры с длинными шеями.

Ископаемые останки титанозавра — гигантского травоядного ящера — обнаружили исследователи под руководством доктора Игнасио Алехандро Серды (Dr Ignacio Alejandro Cerda) из Аргенттины (Conicet research institute in Argentina) во время раскопок на антарктическом острове Джеймса Росса в 2011 году. Временами  он освобождается ото льда и снега так, что можно копать. Вот и выкопали  20-сантиметровый фрагмент позвонка. И определили, что находился он в хвосте довольно крупного ящера. От головы до кончика хвоста в нем было около 40 метров.

488512.jpg

Титанозавры — это так называемые зауроподы — рептилии, которые питались растениями, имели очень длинные шеи и хвосты. Обитали на всех континентах  планеты. В том числе, как теперь выяснилось, и в Антарктиде. Останки обнаруженного здесь зауропода принадлежат особи, которая погибла 70 миллионов лет назад. Очевидно, что в это время «ледяной континент» был  более пригодным для жизни теплолюбивых ящеров.

КСТАТИ

Когда-то в Антарктиде цвели альпийские луга. И было где пастись динозаврам

Команда ученых из Китая, Японии и Великобритании выяснила, когда на Земле случилось глобальное похолодание — столь катастрофическое, что Антарктида превратилась в ледяную пустыню. Основой стали 4-летние исследования, проведенные в период с  2004 по 2008 годы. Ученые ездили на мощных вездеходах по самому суровому району Антарктиды — над горами Гамбурцева. И просвечивали его радарами. Потом составили карту рельефа поверхности площадью около 900 квадратных километров.

Сейчас тут холодно, как на Марсе — температура порой опускается до минус 90 градусов по Цельсию. Поверх района — лед  местами в 3 километра толщиной.  Но не всегда так было. Еще 34 миллиона лет назад континент был свободен ото льда. Здесь располагались горы и равнины с цветущими лугами. Как сейчас в европейских Альпах.

Но что-то случилось. Исследователи нашли место, из которого  небольшой ледник, расположенный на самом высоком пике (около 2400 метров), начал разрастаться. Постепенно он накрыл всю Антарктиду. Спрятал под слоем льда несколько озер.

Мартин Зайгерт (Martin Siegert)  из Университета Эдинбурга (University of Edinburgh, UК), который принимал участие в экспедиции, уверен: в долинах антарктических Альп до сих пор сохранились замороженные растения. Даже небольшие деревья. Только вряд ли до них получится добраться. Но попробовать можно, например, посредством бурения.

488514.jpg

Почему началось оледенение континента, до конца не ясно. Есть гипотеза, что около 40 миллионов лет назад Антарктида соединялась с Южной Америкой. Но тут  мощно двинулись тектонические плиты. И часть  поверхности просело. Образовалась впадина, ставшая ныне проливом Дрейка. Вместе с ним появилось и антарктическое приполярное течение, которое резко сократило количество тепла, попадавшего к континенту. И он стал замерзать. Вместе с остальным миром. Динозавры этого уже не видели. Вымерли. И не только в Антарктиде.

Аналогичный эффект, по мнению некоторых климатологов, может сработать и в недалеком будущем. Если теплое течение Гольфстрим изменит свое направление. А он способен — от талой пресной воды, поступающей из Арктики. Она перекроет путь.  Но  тогда первым оледенеет Северное полушарие. Люди, скорее всего, это увидят.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Белка из «Ледникового периода»

Останки существа, очень похожего на Скрата — белку из мультфильма «Ледниковый период», палеонтологи откопали на территории нынешней Аргентины. В Патагонии. Конкретно нашли часть черепа, характерные челюсти и зубы. О чем сообщили в авторитетном журнале Nature.

Один из авторов открытия, доктор Гуилермо Роже из Университета Луисвилля, причислил существо к виду Cronopio dentiacutus — ныне вымершему.

У реальной белки, как и у ее мультипликационного аналога, были огромные выпученные глаза, длинная морда и длинные клыки. По сути, существо было саблезубым. Могло очень широко раскрывать пасть. Но питалось отнюдь не орехами и не желудями, как нафантазировали создатели мультфильма. А насекомыми, для разгрызания панцирей которых и нужны были «сабли» зубов.

Косточкам Скрата — почти 100 миллионов лет. Белка видела динозавров, которые жили рядом с уже появившимися млекопитающими.

499601.jpg

Комментирование закрыто

• «Автомобилист» завершает сезон, уступая «Металлургу» в седьмом матче полуфинала
    «Автомобилист» из Екатеринбурга и «Металлург» из Магнитогорска провели напряженный седьмой матч полуфинальной серии Кубка Гагарина 15 апреля в Магнитогорске. Серия была равной до последнего матча, каждая команда имела по три победы. Игра завершилась минимальным преимуществом для «Металлурга» со счетом 3:2, что позволило магнитогорскому клубу выйти в финал турнира. Интересно, что эксперты не могли однозначно выделить фаворита в этом полуфинале, однако «Металлург» победил вполне заслуженно. Свежие прогнозы на КХЛ — на портале Бетонмобайл. Кстати, чтобы получить максимальную выгоду от ставок, посетите Бетонмобайл. Там вы найдете свежие фрибеты и бонусы букмекеров и информацию по актуальным промокодам. Например, бетторы активно используют промокод Балтбет — получить его легко по ссылке: https://betonmobile.ru/baltbet-promocode.