Каменск-Уральский интернет портал
ВТОРНИК 31 марта 2020 г.

Десятилетие эпохи цифровых СМИ Каменска-Уральского. Что происходит с региональными СМИ на примере Каменска-Уральского
Новости в России и мире - Избранное
Автор: Тимофей Четыркин   
8
6

kamensksmi

Средства массовой информации переживают непростые времена. Для этого есть масса факторов, главные из которых переход аудитории из привычных аналоговых – газеты, радио, телевидение — на цифровые каналы и как следствие падение доходов от рекламы. Особенно ярко это сказывается на региональных СМИ. Именно с этой позиции и на цифрах небольшого уральского города Каменск-Уральский (167 тыс. жителей, 100 км. от Екатеринбурга) я и постараюсь разобрать что же произошло за прошедшее десятилетие с рынком региональных СМИ.

Для адекватности сравнения буду учитывать не только посетителей сайтов, но и развитие групп в социальных сетях: для регионов это прежде всего ВКонтакте и Одноклассники и в меньшей степени Instagram и YouTube. Данные актуальны на декабрь 2019 года и замерялись в течение месяца. Не все цифры публичны и доступны. Многие порталы скрывают или маскируют свою статистику и при анализе приходилось прибегать к косвенным методам оценки количества просмотров и посещений. Это не гарантирует точность цифр, но общую картину дает вполне адекватную. Интернет вообще очень прозрачная среда обитания. Для удобства сопоставления с тиражами газет и охватом радио и ТВ цифры представлены для недельной аудитории сайтов.

ТРАДИЦИОННЫЕ МЕДИА И СМИ

В 2019 году сложившийся паритет трех крупнейших медиахолдингов – РИМ, Компас и Гонг — получил серьезную финансовую пробоину в виде окончательного перехода на цифровое вещание, что полностью переформатировало рынок каменского телевидения. Для большинства городских рекламодателей стали недоступны возможности размещения рекламных врезок на федеральных каналах из первой двадцатки. До этого было несколько лет стремительного падения тиражей газет. Если в середине двухтысячных тираж Нового Компаса доходил до 50 тыс. экземпляров в неделю, то в концу 2019 эта цифра упала ниже критической отметки в 10 тыс. И так со всеми газетами. Фактически аудитория печатных СМИ стремительно постарела, оставив формат газеты как традицию в основном для старшего возраста.

Естественно, все эти изменения происходили не одномоментно и редакции холдингов предпринимали усилия по приспособлению своих медиа ресурсов к стремительно цифровизующемуся миру. Получилось не у всех. Прежде всего потому что интернет – это совсем иная специфика потребления информации. Те подходы что работали в обычном телевидении и газете напрямую практически не приемлемы для порталов и тем более соцсетей.

nkam

Медиа группа Компас

Достаточно рано сотрудники холдинга начали эксперименты с собственным порталом, впрочем так и не сумев добиться его стабильной популярности, несмотря на хороший потенциал и отличные стартовые данные. Также не получилось и с порталом объявлений. Группы в соцсетях развивались хаотичным естественным приростом, периодически получая толчок видимо со сменой ответственного специалиста.

  • Портал Новый Каменск (http://n-kam.ru/) – посещаемость порядка 1 800 уникальных посетителей в неделю
  • ВКонтакте: 6 982 участников со средним охватом более 590 просмотров
  • Одноклассники: 1 760 участников
  • YouTube: 1 020 подписчиков

Медиа холдинг Гонг

gong

В целом в холдинге предпринята неплохая попытка трансформации в сеть интернет. Добротно сделанный портал, развитые группы в социальных сетях, лояльная аудитория. Но критическую массу набрала пожалуй только группа ВКонтакте и то есть вопросы по охвату – слишком небольшому для общих цифр подписчиков.

  • Портал Гонг Медиа (https://www.gongmedia.ru/) – посещаемость порядка 1 321 уникальных посетителей в неделю
  • ВКонтакте: 16 588 участников со средним охватом 734 просмотров
  • Одноклассники: 1 882 участника
  • Instagram: 410 участников
  • YouTube: 2 420 подписчиков

РИМ Медиа

rim

Из всех холдингов они последними всерьез обратили внимание на распространение своих передач через интернет. Собственным порталом они так и не обзавелись. Зато за последние пару лет неплохо прокачали социальные сети. 2019 год стал для них переходом на HD качество. Улучшились скорость, формат и подача материала. Освоили регулярные прямые трансляции со значимых городских мероприятий в социальные сети. Скромные показатели они компенсируют агрессивным ростом.

  • ВКонтакте: 2 837 участников со средним охватом более 700 просмотров
  • Одноклассники: 556 участников
  • Instagram: 1 860 участников
  • YouTube: 2 370 подписчиков

Каменский рабочий

kr

Патриарх каменских СМИ запоздал с цифровой трансформацией. Впрочем, взрывной рост активности публикаций на портале и в сосетях за последние 2 года позволил ему вскочить в уходящий поезд и даже обогнать на этом поприще исконных газетных конкурентов медиа группу Компас. Большой плюс нестареющему патриарху — молодая и прогрессивная редакция, а также грамотные эксперименты с видеоконтентом. Минусом можно назвать некоторое непонимание специфики интернет пространства и системные проблемы с продвижением собственной информации в сети. И конечно балласт в виде традиционной газеты, от которой в силу муниципальной зависимости невозможно отказаться.

  • Газета Каменский рабочий (http://kamrab.ru/) – посещаемость порядка 2 350 уникальных посетителей в неделю
  • ВКонтакте: 4 431 участников со средним охватом 479 просмотров
  • Одноклассники: 6015 участника
  • Facebook: 2 533 участников
  • YouTube: 250 подписчиков

ИНТЕРНЕТ ИЗДАНИЯ

История городских интернет изданий началась еще в прошлом веке с появлением нескольких сайтов с новостями и форумами. К сожалению, никто из той поры не дошел до финиша. Старейшим из действующих порталов может считаться Виртуальный Каменск. Это если не учитывать официальный городской сайт, который к текущему моменту практически потерял черты СМИ, все более приобретая облик административного ресурса.

Виртуальный Каменск

vk

Неплохо стартовавший в прошлом десятилетии с активным форумом, портал на текущий момент переживает сложности технической трансформации. Впрочем, цифры внушают вполне разумный оптимизм и в целом он не сдает свои позиции, наращивая потенциал в социальных сетях и параллельных проектах.

  • Портал Виртуальный Каменск (http://k-ur.ru/) – посещаемость порядка 16 124 уникальных посетителей в неделю
  • ВКонтакте: 9 635 участников со средним охватом 1 467 просмотров
  • Одноклассники: 15 170 участников

КУ66

ku66

Желтый лидер рейтинга каменских интернет изданий за последние три года потерял былую остроту и задор. Даже подкрученные большие цифры статистики портала стали походить на правдивую картину. Не стоит забывать, что в иллюзии больших цифр есть большая ложка дегтя в виде иногородней аудитории. Даже в своем официальном медиа-ките они признавали, что доля каменской аудитории составляет порядка 30% от общих цифр. Эта вполне стандартная практика интернет изданий часто вводит в заблуждение непосвященных. И любимое оправдание издателей звучит – «Но они же читают Каменские новости…» Но реальность более сурова. Изучая цифры статистики не забывайте что большей частью это не жители города и даже не переехавшие бывшие горожане, а просто зеваки, зашедшие за очередной сенсацией российского или мирового масштаба, не имеющей к городу никакого отношения, и на Каменск им просто наплевать.

  • Портал KU66.ru (https://www.ku66.ru/) – посещаемость порядка 40 618 уникальных посетителей (каменская аудитория не более 12 000 человек) в неделю
  • ВКонтакте: 47 389 участников со средним охватом 3 612 просмотров
  • Одноклассники: 13 410 участников
  • Instagram: 20 602 участников
  • YouTube: 1 194 подписчиков

Наш Каменск

nashk

Одно время активно развивавшийся портал после смены собственников несколько лет назад сосредоточился на экономичном дайджесте каменских новостей из различных источников. Иногда бывает собственная информация. Тем не менее, группы достаточно живы.

  • Портал Наш Каменск (http://www.nashkamensk.ru/) – посещаемость порядка 1 630 уникальных посетителей в неделю
  • ВКонтакте: 12 352 участников со средним охватом 1 240 просмотров
  • Одноклассники: 5 815 участников

Информационный Каменск

ik

Давно существующий проект, так и не получивший полного развития, тем не менее уверенно держащийся на плаву среди суровых уральских информационных волн. Весьма активны в социальных сетях.

  • Портал Информационный Каменск (http://info-kamensk.ru/) – посещаемость порядка 255 уникальных посетителей в неделю
  • ВКонтакте: 5 864 участников со средним охватом 1 695 просмотров
  • YouTube: 160 подписчиков

Информационное агентство Время Пресс

vp

Самый молодой интернет ресурс в обзоре. Амбициозно стартовав в сентябре 2018 года они уже пережили три смены дизайна и достигли вполне красивых цифр на счетчике. К сожалению, используется та же методика как и на КУ66 – накрутка показателей за счет публикации новостей на общероссийские и мировые темы. Соответственно, очевидны те же проблемы с каменской аудиторией. По моим оценкам, аудитория местных новостей составляет чуть более 11% от общего количества посетителей сайта. Но видимо это их волнует мало. Команда ИА намерена потягаться с популярностью с УРА.ру и аналогичными информационными агентствами. Продвижением собственных групп в соцсетях они практически пренебрегают.

  • Информационное агентство Время Пресс (https://vremya.press/) – посещаемость порядка
    9 304 уникальных посетителей (каменская аудитория не более 1 000 человек) в неделю
  • ВКонтакте: 1 006 участников со средним охватом 38 просмотров
  • Одноклассники: 532 участника
  • Instagram: 1 185 участников
  • YouTube: 62 подписчиков

СЕРВИСЫ, НЕПРОФИЛЬНЫЕ САЙТЫ И СОЦСЕТИ

2gis

Для полноты картины правильно было бы упомянуть не только новостные издания, но и популярные среди горожан сервисы. Это в первую очередь федеральный справочник 2ГИС с недельной каменской аудиторией в 12 332 посетителей онлайн платформы и почти 9 тысячной мобильной аудиторией. Также высокий трафик у городского монополиста в области кинопроката кинотеатра Кинофокс. И хотя в последние пару лет посещаемость его слегка упала, но все равно это стабильно более 8 тысяч посетителей еженедельно.

Я намеренно не стал анализировать различные группы и паблики в социальных сетях. Хотя цифры подписчиков и посещаемость у многих из них очень хорошая, аудитоия там весьма специализирована и крайне неохотно покидает экосистему соцсети, внутри которой функционирует. В большинстве своем это большие междусобойчики, места общения различных социальных групп. Как и положено социальной сети.

ИТОГИ

Подводя итоги этого десятилетия развития каменских цифровых СМИ нельзя не отметить как сильно изменился общий ландшафт. Практически никому из лидеров традиционных СМИ не удалось пока полноценно выйти в цифровое пространство. Интернет издания в большинстве своем выигрывают эту гонку на выживание. А в условиях набирающего обороты дефицита финансовой составляющей это неизбежно приводит к печальным последствиям. В ближайшие несколько лет нас ожидает ожесточенная борьба за внимание аудитории. И за бюджеты рекламодателей. Выживут сильнейшие.

В обзор не включены не текущие показатели тиражей газет, охват телевидения и радио каналов традиционных СМИ. Не существует корректной методики оценки, а эмпирические методы далеки от совершенства. К тому же эта аудитория практически никак не пересекается с цифровой. Тем не менее, в реальной жизни Каменска-Уральского эти показатели нельзя не учитывать. Сила инерции в головах очень сильна и это может продолжаться с десяток лет, пока не произойдет очередной цифровой рывок. Но это уже другая история.

Обновлено 08 Февраля 2020
 
наверх