Каждый ребенок уникален и осваивает новое, как и набирает вес, в разном темпе. Однако есть ряд усредненных показателей, по которым родители могут понять, нормально ли ребенок развивается.
Рассказываем, что должен уметь делать ребенок в дошкольном возрасте – от месяца и до 6 лет.
Умения и навыки ребенка-дошкольника
Чтобы вам удобнее было ориентироваться, мы разделили умения и навыки на блоки по возрастам.
До года
В первые недели жизни младенец только адаптируется к внешнему миру. Все, что нужно в это время, – физический теплый контакт с мамой и папой.
В 2–3 месяца малыш с интересом следит за предметами и прислушивается к звукам, гулит, улыбается в ответ на улыбку и обращенные слова. В 4–5 месяцев дети с удовольствием ощупывают и рассматривают предметы, тянутся к ним, в 6–8 месяцев – уверенно держат их. Дальше – больше. Итак, вот что умеет делать ребенок в год:
собирает небольшую пирамидку;
составляет башенку из двух кубиков;
захватывает игрушки двумя пальцами;
пользуется машинками-каталками.
Кроме этого, в годовалом возрасте малыш осваивает первые сортеры и пазлы, находит каждому элементу «свое» место. Тренировать этот навык можно с помощью ярких безопасных сортеров из дерева от фабрики развивающих игрушек Alatoys https://alatoys-market.ru/categories/sorter-pazly.
В 2 года
Двухлетний малыш способен принимать условия игры, поддаваться на уговоры. Он с любопытством и вниманием рассматривает иллюстрации, слушает сказки по нескольку раз, при этом не теряет интереса.
Любую новую информацию усваивает и запоминает быстро. Способен находить логические связи между действиями и последствиями. Поэтому с удовольствием строит и рушит пирамидки из кубиков, знает, как работают все бытовые предметы на бизиборде.
В возрасте 2 лет у детей активно развивается речевой центр, поэтому им интересно и полезно играть с мелкими предметами, перекладывать их, сортировать. Используйте для развития лабиринты, шнуровки-бусы.
В 3 года
В этом возрасте активнее всего происходит речевое развитие. Навык общения растет, а значит, родители должны быть готовы к бесконечным «почему?». Обязательно нужно удовлетворять любопытство «почемучки», сочинять вместе истории по сюжетам любимых сказок и мультфильмов, добиваться от малыша четкого ответа на поставленные вопросы.
В этот период ребенок легко называет цвета, животных, эмоции, действия и все вещи, которые его окружают. Кроме того, он способен на ощупь определить форму и текстуру предмета, собрать геометрический пазл, домик из деталей конструктора, логическую пирамиду.
В 4 года
Основные навыки 4-летнего ребенка:
составляет рассказ на основе иллюстраций;
собирает и разбирает сложные логические пирамидки;
определяет лево, право, верх, низ;
быстро учит несложные стихи, считалки – здесь родителям можно взять в помощники ударные музыкальные инструменты, например, ксилофоны и металлофоны;
собирает блочный конструктор по заданной схеме;
с легкостью нанизывает бусины на шнурок.
Также малыш в 4 года может сравнивать предметы и решать простые головоломки.
В 5–6 лет
Основные способности старшего дошкольника:
умеет определять природные явления, времена года, месяцы, дни недели, время по часам;
способен различить предметы быта, умеет объяснить, зачем они нужны;
знает много домашних и диких животных, растениях, фруктах, овощах;
оперирует абстрактными понятиями, ищет связи между предметами и пр.
В 5–6 лет у малыша наступает пик умственных возможностей. Он способен запомнить столько информации, сколько не сможет в другое время. В развитии базовых умений помогут бизиборды-календари и часы, мемори, детские наборы лото и домино.
Зная, что должен уметь делать ребенок, обучение необходимым умениям и навыкам проводите в игровом формате. Не кричите и не наказывайте за неудачи. Создайте спокойную, дружелюбную атмосферу – так разностороннее развитие будет проходить успешнее.