Пресс-служба управления Роспотребнадзора по Свердловской области сообщила, что в ходе проверки выяснилось, что заключение договоров с потребителями осуществляется по типовым условиям. Однако в договор кредитования включена страховая сумма в рамках пакета «Забота о близких». При этом в самом договоре условия о дополнительной услуге и её цене не указаны. Также потребителю не представлены данные о том, что выдача и возврат кредита осуществляется через карточный счёт. Кроме того, банк определил размер ответственности за перерасход средств по карточному счёту больше, чем установлено законом.
В ходе проверки банк не смог предоставить доказательств информирования клиентов о возможности получить кредит без дополнительных услуг. По мнению специалистов Роспотребнадзора, данная схема кредитования «вводит потребителей в заблуждение относительно размера полной стоимости кредита, размеров платежей и суммы кредита, которую заёмщик смог получить в личное распоряжение».
По факту выявленного нарушения в отношении банка был составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о назначении штрафа в 15 тыс. рублей. Кредитной организации было выдано предписание о прекращении нарушений прав потребителей.
Вот как случившееся прокомметировали в пресс-службе «Уральского банка реконструкции и развития»:
— Предоставляя услуги, банк действует в рамках законодательства. В частности, мы руководствовались законом «О потребительском кредитовании», который не запрещает указывать стоимость кредита с учетом дополнительных услуг. При этом практика рассмотрения таких дел в административных инстанциях постоянно меняется. В частности Арбитражные суды Центральной части России не имеют претензий к банкам, использующим коллективное страхование. А суды Урала и Сибири считают действия банка ущемляющими права клиентов. Мы надеемся, что со временем в России сформируется единообразная судебная практика по данному вопросу.