Каменск-Уральский интернет портал
ПЯТНИЦА 29 марта 2024 г.

Первыми будем не мы
Бизнес - Бизнес факт
Автор: lince   
28 Апреля 2009 5720
0
0

{hsimage}Наверное, для Каменска-Уральского нет сейчас актуальней темы, чем вопрос: «Что будет с УАЗом?»

Одно из крупнейших городских предприятий, где занято несколько тысяч горожан и которое является важным элементом городской инфраструктуры, крупнейшим плательщиком налогов в городской бюджет.

Поэтому интерес городских СМИ к видеоконференции, которую проводила дирекция по связям с общественностью компании РУСАЛ, вызвала большой интерес. Каменск выглядел на экране мониторов самым представительным. Однако журналисты, не только из Каменска-Уральского, но и из Североуральска, где находится Североуральский бокситовый рудник, и из Краснотурьинска, где находится Богословский алюминиевый завод – ушли не совсем удовлетворенными ответами.

С одной стороны ситуация понятна. Крупной компании необходимо сохранить свои устойчивые позиции на рынке, сохранить потребителей, не деградировать и безопасно переждать кризис. У городов, которые зависят от успешной работы РУСАЛовских предприятий, немного другие интересы. Они хоть и непосредственно связаны с успешностью РУСАЛа, но все мы понимаем, что понятие «социально ответственный бизнес» — это что-то на грани каламбура.

Сейчас РУСАЛ реализует антикризисную программу с вдохновенным названием «Быть первым». Если прочитать, что она предполагает, понятно, что «первыми» будем как раз не мы, уральцы.

Цитата: «снижение объемов производства было осуществлено на самых нерентабельных и экологически несовершенных предприятиях (читай, в т. ч. на УАЗе). По итогам 2009 года объем производства алюминия будет сокращен на 0,5 млн. тонн, или около 11% от объема производства 2008 года, производство глинозема будет снижено на 3,9 млн тонн, или около 34%. На сегодняшний день сокращение объемов производства алюминия по сравнению с первым кварталом прошлого года на сибирских предприятиях компании составляет 3,2%, на уральских – 25,7%. В первом квартале 2009 года относительно соответствующих показателей прошлого года снижение производства на зарубежных предприятиях – ЗАлК (Украина), ALSCON (Нигерия), Kubal (Швеция) – составило 23%.

Сокращение производства глинозема на зарубежных заводах компании за счет консервации предприятий Alpart и Windalco (Ямайка), Eurallumina (Италия) и снижения объемов производства на 25% (относительно первого квартала 2008 года) на предприятии Aughinish (Ирландия) позволило достичь баланса рынка в Атлантическом регионе. Оптимизация производства глинозема будет полностью завершена во втором квартале 2009 года».

Вспоминая известную песню группы «Чайф», можно тут сказать:

Я видел, как умирала надежда Ямайки,
 Моя душа плачет…

Но все-таки нам своя рубашка как-то ближе к телу. Наша алюминиевая рубашка, или, если хотите, алюминиевые штаны, оказались с прорехой. Цены на мировом рынке металлов на алюминий упали с 3 300$ за тонну прошлым летом до 1450 $ на сегодняшний день, и эта цена представляется весьма оптимистичной. Однако при такой ситуации на рынке производство алюминия на УАЗе стало убыточным. Ведь – мало того, что у нас большая часть производства «устаревшая и экологически несовершенная». Горькая правда для нашего завода такова: местные энергетики держат высокие цены на электроэнергию, которая при производстве алюминия играет решающую роль.

Сибирские алюминиевые заводы, которые питает РосГидро дешевой энергией, полученной на ГЭС, сейчас в более выгодном положении. Объемы производства на них упали незначительно. Наша же региональная ТГК-9 продает энергию по драконовским ценам. Несмотря на то, что формально в России должен существовать свободный рынок электроэнергии, на практике его никто не видел.

Как заверила нас руководитель дирекции по связям с общественностью Вера Курочкина, ведутся переговоры с энергетиками, в которых на стороне РУСАЛа выступают и губернатор Россель и подпред президента в УрФО Винниченко. Однако – энергетики никого не боятся и стоят на своем.

Можно назвать оптимистичным фактом уже то, что дальнейшего сокращения на УАЗе не предвидится. Правда, куда деваться тем, кого уже сократили? Кто-то – занят на общественных работах. Разрабатывается программа переезда квалифицированных работников в другие регионы, правда, с сожалением заметила Вера Курочкина, не все из тех, кому переезд предлагается, соглашаются на него. В частности, РУСАЛ совместно с РусГидро реализует проект по строительству Богучанской ГЭС, стоятся два завода в Сибири.

Хотя, если подумать трезво, нужны ли эти хлопоты РУСАЛу, да и любой другой транснациональной корпорации? Вера Курочкина привела пример Китая, где государство скупает на бирже металл, чтобы повысить его цену, где реализуется программа переселения сельского населения в города, чем стимулируется строительство, что благоприятно влияет на оживление экономики.

Наши же производители, как правило, сырьевых ресурсов, ждут — не дождутся оживления машиностроительной отрасли в Европе или Японии, с волнением следят за антикризисными мерами в США…

А что же Россия? Будто у нас нет огромных просторов в Сибири, которые нужно осваивать?

-УАЗ будет жить несмотря ни на что,— утверждали РУСАЛовские пиарщики.

НО вполне очевидно, что даже по выходу из большого кризиса, производство на УАЗе не будет восстановлено в прежнем объеме. Каковы будут эти объемы? Сейчас, наверное, точно никто не скажет.

 
наверх